10 news 3 opytПрименение пневмококковой вакцины ассоциировалось с тяжелыми местными и системными воспалительными реакциями у пациентов с болезнью Бехчета (ББ) и криопиринссоциированными периодическими синдромами (CAPS).

В недавно представленном докладе доктора U. Walker из университета Базеля (Швейцария) было продемонстрировано развитие тяжелых местных и системных воспалительных реакций у пациентов с CAPS и ББ после применения поливалентной пневмококковой вакцины. В настоящее время Европейской антиревматической лигой рекомендовано применение данной вакцины у пациентов с воспалительными ревматическими заболеваниями, однако всегда необходимо учитывать соотношение риска и пользы от применения того или иного лекарственного препарата. В докладе была представлена информация о 14 пациентах с CAPS, у которых вакцинация была связана с развитием тяжелых осложнений. По данным доктора U. Walker, развитие осложнений не было связано с адъювантами, используемыми в вакцинах, поскольку применялись вакцины разных производителей, и не все они содержали в своем составе адъювантные вещества. В течение нескольких часов после инъекции у 7 пациентов в возрасте от 7 до 52 лет развились тяжелые местные реакции и лихорадка; большинству пациентов были назначены антибиотики, двое были госпитализированы в связи с развитием системных реакций. У одного пациента после вакцинации развилась картина серозного менингита. Вакцинация осуществлялась препаратами разных производителей, пациенты имели различные фенотипы CAPS. Четыре реакции совпали по времени с применением канакинумаба, две реакции возникли через 15 дней после его последнего введения, а один пациент никогда не получал данный препарат. Некоторые пациенты были вакцинированы другими вакцинами без развития нежелательных реакций. Быстрое начало и системный характер реакций позволяют предполагать активацию toll-подобных рецепторов с последующей гиперактивацией инфламмасом, что приводит к дополнительной активации патологического процесса как при CAPS, так и при ББ. Возможно, развитие данных реакций связано с сопутствующим применением канакинумаба, однако это требует дальнейшего обсуждения.


Вход на сайт